МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД
ВОЗРОЖДЕНИЯ ТАЛЫШСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|
|
|
|
В талышской лексике есть очень много слов, сохранивших черты глубокого архаизма. Еще с древнейших времен в иранском глаголе со значением "видеть" используются два корня: для презенса: vain (авест. vaena), для претерита: di (авест. ditavi). В талышском языке основа презенса сохранилась в слове bini (bini, ce gasange) - "Смотри, как красиво"; bunum - "Дай-ка посмотреть".
Корень di сохранился в составном глаголе diya kardey - "смотреть", и в слове ediyasey - "взглянуть". Помимо этого, в талышском языке сохранились авестийские z и s. В новоперсидском языке эти звуки заменились соответственно на d и h....
|
|
|
В талышской лексике есть очень много слов, сохранивших черты глубокого архаизма. Еще с древнейших времен в иранском глаголе со значением "видеть" используются два корня: для презенса: vain (авест. vaena), для претерита: di (авест. ditavi). В талышском языке основа презенса сохранилась в слове bini (bini, ce gasange) - "Смотри, как красиво"; bunum - "Дай-ка посмотреть".
Корень di сохранился в составном глаголе diya kardey - "смотреть", и в слове ediyasey - "взглянуть". Помимо этого, в талышском языке сохранились авестийские z и s. В новоперсидском языке эти звуки заменились соответственно на d и h....
|
|
|
Сейид Ахмад Кесрави Табризи в упомянутой выше работе19 приводит 18 образцов языка азари (4 из них представляют собой краткие фразы в несколько слов, 14 - четверостишия-рубои).
Из 14 четверостиший 12, как гласит предание, были произнесены самим Шейхом Сафи ( I, IV-XIV), и, разумеется (в чем не сомневается и сам Кесрави) на языке азари. Четверостишие 2 было произнесено одним хальхальцем - жителем округа, где большинство населения талышеязычно. Еще одно, III-е четверостишие - на пехлеви, женщиной - крестьянкой в окрестностях Ардебиля.
Интересно, что в четверостишии VI Шейх Сафи называет себя "мячом чоугана султана Шейха Захида", т.е. его мюридом: ...
|
|
|
Парадоксально, но в судьбе талышского языка решительный прорыв произошел только к середине XX столетия, прежде всего благодаря выходу в свет монументального труда Сейид Ахмада Касрави Табризи "Азари или древний язык Азербайджана" в Тегеране в 1926 г. Ценнейшие отрывки языка азари, приведенные Касрави, заинтересовали многих ученых-иранистов, в том числе и Б.В. Миллера, работавшего над учебником "Талышский язык". Изучив фрагменты языка азари, и сопоставив их с талышским, Миллер приходит к выводу о том, что последний является непосредственным потомком азари. Эти выводы Миллера изложены в ставшей бестселлером статье "О языке населения...
|
|
|
Люди |
имя, местонахождение | рейтинг |
|
Elnur
Витебск, Беларусь |
2 |
|
mal
Минск, Беларусь |
2 |
|
|
TIstar → От совета учредителей / Дорогие друзья! 2
TIstar → Язык / Талышский язык и язык Авесты 2
TIstar → Талышская Национальная Академия / Э.Агаев: “Нашей целью является создание Талышской научной школы…” 1
TIstar → Талышская Национальная Академия / Выставка талышской культуры в Беларуси 2
|
|
|