Логин:
Пароль:
запомнить меня
От совета учредителей МФВТК

Изучение талышского языка 1
Язык | 2010-03-20 17:49:40 10824 просмотров
 

Парадоксально, но в судьбе талышского языка решительный прорыв произошел только к середине XX столетия, прежде всего благодаря выходу в свет монументального труда Сейид Ахмада Касрави Табризи "Азари или древний язык Азербайджана" в Тегеране в 1926 г. Ценнейшие отрывки языка азари, приведенные Касрави, заинтересовали многих ученых-иранистов, в том числе и Б.В. Миллера, работавшего над учебником "Талышский язык". Изучив фрагменты языка азари, и сопоставив их с талышским, Миллер приходит к выводу о том, что последний является непосредственным потомком азари. Эти выводы Миллера изложены в ставшей бестселлером статье "О языке населения Азербайджана до отуречения этой области" (М., 1930) и окончательны закреплены в статье "Талышский язык и язык азери", М., 1953). Позднее заслуги Миллера были высоко оценены работами такого "титана" иранистики, как Б. В. Хеннинга ("The Ancient Language of Azerbaijan", London, 1954 ) и его ученика, крупнейшего ираниста современности Э. Яршатера ("Azari or the Ancient language of Azerbaijan", Meryland, 1993 ), окончательно подтвердившими идентичность талышского языка и азари. 

Итак, картина вырисовывается следующая: вследствие падения Мидии не успевает формироваться и единый мидийский язык, продолжая свое существование в виде различных наречий и диалектов. Одно из таких наречий формируется в Атропатенской Мидии и получает название азари. 

О языке "азари" - языке древнего населения Азербайджана -имеются свидетельства арабских географов X-XII вв., описывающих современный им Азербайджан. Арабские географы язык его населения ясно отличали от языков "арранского" и "армянского". Ибн-Хаукаль (977 г.), говоря о языке горцев Кавказа, отмечает, что в каждом из посещенных им селений был язык, отличный от "фарси" и от "азари". Мас'уди (943) знает "азари" как наречие иранское. Перечислив все области Ирана, он говорит, что в них был одни язык, а хотя области и имели малые различия в наречиях, последние были объединены одним способом письма и соединения букв, в других же отношениях были отличны, например, "пехлеви", "дери", "азари" и другие. Магдиси (985) называет язык всего Ирана персидским ("аджами"), но отмечает, что некоторые говорят на "дери", язык же других труден для понимания (мунгалакатун), но что все эти языки называются "фарси", про язык же азербайджанцев он говорит, что он "представляет затруднения" и "нехорош". Термин "азари" мы встречаем еще в известном рассказе Абу Закария Катиба Табризи, современника Насира Хосрова, о том, что он, учась в Ма'арра у знаменитого Абу-ль-Аля (973-1057), встретил своего земляка, с которым поговорил на родном языке "азари", очень заинтересовавшем его знаменитого учителя, но не понятном для него. Из позднейших арабских писателей Якут (1179-1229) говорит, что азербайджанцы имеют наречие называемое "азари" и не понятное ни для кого, кроме их самих. 

Из этих свидетельств можно сделать такой вывод, что в X и XI вв. и в начале XII в. в Азербайджане население говорило на особом языке "азари", что этот язык был иранский, так как при перечислении иранских наречий он приводится в одному ряду с "дери" и "пехлеви" (Мас'уди) или совместно с "фарси" противопоставляется языкам горцев Кавказа (Ибн-Хаукаль) и, наконец, что понимание "азари" представляло затруднения для лиц, знавших персидский язык. 

"Начиная с эпохи сельджуков, - пишет Б. В. Миллер,- иранские языки Азербайджана стали постепенно уступать свое место языкам тюркским. За два столетия господства сельджуков и хорезмшахов тюркские языки стали распространяться в Азербайджане, но все же язык местного населения азари оставался ещё в общем употреблении. При монголах тюркские племена снова наводнили страну, и коренное иранское население постепенно стало численно уменьшаться, уступая место тюркам и принимая их язык. Язык азари стал терять свое значение и распространение. К концу монгольской эпохи азари как термин уже больше не упоминается. Наступает эпоха двуязычия, предшествующая отуречению местного населения. Оно завершилось в период от конца монголов до начала Сефевидов. Но все же вплоть до наших дней, как мы видим, на территории древнего Азербайджана, а также Аррана сохранились остатки двух иранских, некогда многочисленных народов - талышей и татов, а также группы иранцев - курдов"18. 

Однако, арабские географы средневековья оставили нам лишь упоминания об азари, фрагментов же последнего пришлось ждать целое тысячелетие (!)

Увы, по велению судьбы, и азари не суждено было стать единым языком Азербайджана. Как и мидийский, азари вынужден был уйти с исторической арены на пути к своему расцвету. Но и азари как язык не умирает, продолжая свое существование уже в виде нашего талышского языка. 

Таким образом, наш талышский язык и есть тот азербайджанский язык, о котором арабские писатели средневековья оставили нам свои свидетельства. Язык, на котором говорили наши предки и который вопреки всему мы сохранили, был древним языком Азербайджана.

Судьба талышского языка удивительным образом повторяет судьбу его великого предка - языка мидийского. С точки зрения науки этому сходству присущи черты трагизма: на протяжении всей своей многовековой истории мидийский - азари - талышский являлись языками преимущественно устного общения. 

Забегая вперед, отметим, что в формировании современного азербайджанского (тюркского) языка, относящегося к алтайской семье, заслуга древне азербайджанского, т. е. талышского языка огромна (около 50% лексики в корне своем имеет талышское происхождение). 

Абосзода Фахраддин
Мамедзода Азар
Ибрагими Захираддин


Язык, талыш, талышский язык
Автор: TIstar В избранное Обсудить ( 0 )
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Люди
имя, местонахождениерейтинг
malkiel
Минск, Беларусь
249
Siyochixo
нет города, Индия
2
Elnur
Витебск, Беларусь
2
Talish
нет города, США
2
mal
Минск, Беларусь
2
aboszoda
нет города, нет страны
1
все пользователи
ПРЯМОЙ ЭФИР
TIstar → От совета учредителей  / Дорогие друзья! 2
TIstar → Язык  / Талышский язык и язык Авесты 2
TIstar → Талышская Национальная Академия  / Э.Агаев: “Нашей целью является создание Талышской научной школы…” 1
TIstar → Талышская Национальная Академия  / Выставка талышской культуры в Беларуси 2




Copyright 2009 МФВТК
Если вы увидите какие-нибудь технические ошибки или недостатки
просим обращатся на почтовый адрес admin@tolish.com